Л. Каценельсон

Астрология и Иудаизм, Астрология и Талмуд

Источник текста: Сайт "Иудаизм и евреи"

Известна тесная связь между Астрологией и Каббалой, Астрологией и Иудаизмом. В предлагаемой статье из Еврейской энциклопедии делается попытка доказать, что Астрология чужда Иудаизму. Но так ли это?

<...> древнее учение, изучающее то или иное расположение планет и созвездий на небесном своде и их влияние на судьбу как отдельной личности, так и целого народа и даже всего человечества.

Люди, умеющие читать небесные знамения и верно истолковывать их, назывались астрологами — звездочётами. В Книге Пророков они называются <...> «звёздо-наблюдатели» или <...> «прорезывающие небо» (т.е. делящие его на полосы).

В талмудической литературе они называются астрологами или ицтагнинами <...> . Полагая, что расположение планет среди постоянных звёзд в момент рождения человека определяет его дальнейшую судьбу — здоровье, характер, счастье — астрологи считали, что они в состоянии предсказывать будущее. Для этого необходимо с точностью определить группировку небесных светил в момент рождения данного человека и, кроме того, надо ещё уметь толковать эту группировку (техническое название — «ставить гороскоп»).

Люди, наблюдая в долгие ночи звёздное небо, не могли не обратить внимания на то, что солнце, луна и некоторые звёзды (планеты) меняют своё положение по отношению к весьма многочисленным неподвижным звёздам. И поскольку нет в Творении случайного, эта космогоническая гармония оказывает влияние на земную жизнь.

Неевреи считали и считают, что положение звёзд при рождении неотвратимо предопределяет не только внешнюю судьбу человека, но и его характер и все будущие поступки, поэтому связь между астрологией и верой в фатум, в рок очевидна. Уже по одной этой причине вера в это не могла получить развития у евреев, несмотря на близкое соприкосновение их сначала с Египтом, а потом и с Ассирией, несмотря также и на то, что древние евреи были достаточно знакомы со звёздным небом, как можно заключить из упоминания названий многочисленных звёзд и их групп в ТАНАХе.

Поклонение звёздам никогда не развивалось у евреев, и, во всяком случае, астрология должна была исчезнуть с утверждением веры в Единого Б-га в еврейском народе. Вера в рок, безусловно, противна духу иудаизма, исповедующего свободу воли человека: «Смотри, Я предлагаю тебе ныне жизнь и добро, смерть и зло… ты же избери жизнь» (Дварим 30, 15—19).

В Пятикнижии нет никаких упоминаний о роли и значении светил в судьбе Израиля, за исключением, может быть, одного места в речах Билама: «Взойдёт звезда от Яакова, и встанет скипетр от Исраэля, и сокрушит пределы Моава, и разгромит всех сынов Шета» (Бэмидбар 24, 17).

У позднейших пророков, живших в эпоху ассиро-вавилонского влияния, отмечается уже крайне отрицательное, враждебное отношение к астрологии. Так, например, пророк Ирмиягу говорит: «Так сказал Господь: не учитесь пути тех народов и не страшитесь знамений небесных, как боятся их те народы; ибо уставы народов — суета…». Пророк Йешаягу, предсказывая гибель Вавилона, иронически восклицает: «Оставайся теперь при волшебствах своих и при множестве чародейств своих, над которыми ты трудилась с юности твоей, может быть, сумеешь извлечь пользу, может быть, укрепишься. Утомилась ты от множества советников твоих, пусть же предстанут и спасут тебя наблюдатели небес, созерцатели звёзд, предвещающие по месяцам то, что произойдёт с тобой» (47, 12—13).

Ийов считает веру в то, что счастье исходит от светил небесных, равносильной отрицанию Б-га: «Если смотрел я на солнце в его сиянии или ясный месяц, шествующий (по небу), И соблазнялось втайне сердце моё, и касалась рука моя губ моих, — То был бы и это грех, (наказуемый) судом!» (31, 26—28).

Что эти взгляды пророков проникли в сознание народа, видно из того, что в после-вавилонский период мы не находим ни малейшего намёка на астрологию ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Чуждая еврейскому языку терминология — также ясное доказательство того, что «халдейская наука» проникла в Иудею не прямым путём, а пройдя через эклектический эллинизм, у которого она в течение многих веков пользовалась широким гостеприимством. В Сивиллиных книгах о еврейском народе сказано: «Он не задумывается над прорицанием гадальщиков, магов и волшебников, не занимается астрологией и не ищет в звёздах предсказаний халдейских» ( III , 227).

Даже во время последней борьбы против римлян предводители восстания были настолько трезвы в этом отношении, что нисколько не испугались появившейся тогда на небе «мечевидной звезды» (кометы). Это не заставило их сложить оружие. Йосеф Флавий, поддавшийся, очевидно, влиянию греко-римских воззрений, осуждает народ за то, что он не признавал явных знамений и указаний, предвещавших разрушение Храма (Иудейская война VI , 5, § 3).

Агадические источники приписывают астрологии небесное происхождение: она была возвещена человечеству возмутившимися ангелами. Ракиэль (от слова ракиа — твердь) преподал людям знание небесного свода; Кохавиэль (от кохав — звезда) — астрологию; Шехакиэль (от шхаким — облака) — науку об облаках; Аркиэль (от арка — земля) открыл людям знамения земли; Шамшиэль (от шемеш — солнце) — знамения солнца, а Сагариэль (от сагар — луна) — знамения луны (Энош VIII , 3).

Уважение к астрологии было следствием не столько её важности для календарных вычислений (которая, впрочем, вполне признавалась), сколько приписывавшегося ей значения в предсказании будущего. Энош установил юбилейные годы (шнот йовель), «годовые недели», месяцы, субботы, и дни, и «всё, что было, что есть и что будет, он созерцал как бы в видении, даже судьбу детей каждого человека из поколения в поколение до дня Страшного суда; всё он предвидел, и всё он постиг, и написал он свои откровения на земле ко благу человечества и всего его потомства» (Книга Юбилеев VIII , 3), такое предсказание начертано и на скалах.

Нечто подобное, но в рамках еврейского монотеистического воззрения, находим в мидраше, согласно которому Б-г показал Адаму все будущие поколения и какие в каждом поколении будут книжники, учёные и вожди (Талмуд, Авода Зара 5а).

В Талмуде и Агаде мы находим разные упоминания об астрологии.

Например, рабби Элазар из Модиина, таннай 2 века, повествует, что Авраам всегда носил на груди большую астрологическую таблицу, по которой можно было прочесть судьбу любого человека. Поэтому все цари Востока и Запада собирались каждое утро у дверей Авраама, чтобы получить от него совет. Намёк на эту таблицу содержится в словах Писания «И Господь благословил Авраама всем» (Берейшит 24, 1; Тосефта Кидушин V , 17; Бава Батра 16 б). Авраам предвидел по этой таблице, что у него не будет собственного сына, но Всевышний сказал ему: «Прочь с твоей астрологией, для Израиля нет предопределяющей планеты!» (эйн мазаль лэ-Исраэль — Шабат 156а).

В другом месте подчёркивается, что Авраам был отнюдь не астрологом, а пророком, так как влиянию звёзд подчиняется только тот, кто ниже их — т.е. поклоняется им как божеству, Авраам же был выше их (Берешит Рабба XLIV , 14).

Мидраш рассказывает, что Йоав отказался принять участие в заговоре Авшалома, т.к. во время рождения царя Давида наблюдал благоприятное расположение звёзд на небе (Санхедрин 49а и др.).

Подобно ассиро-вавилонским монархам, римские императоры верили в решающее влияние звёзд не только на судьбу человека, но и на природу. Особенно выделялся своим искусством в вычислении гороскопов император Тиберий, который решительно во всех делах сообразовывался с астрологическими выкладками (Йосеф Флавий, Древности XVIII , 6, § 9). Рим гордился, что обладает всем корпусом систематизированной халдео-греческой литературы, которая ревностно разрабатывалась в особых астрологических школах. Вся общественная и частная жизнь находилась под влиянием подвизавшихся в этих школах астрологов, звонкой монетой получавших воздаяние за свои труды.

Вся эта сторона тогдашней жизни отражается в талмудических притчах, которые ярко, с различных точек зрения, характеризуют веру других народов в астрологию. Тот же рабби Элазар из Модиина говорит, что Итро советовал Моше (Мехильта Итро 2, 68) избрать людей, которых он желал бы иметь сотрудниками, при помощи гороскопа, на который обычно смотрят цари.

Был однажды поставлен вопрос: почему Б-г даровал Израилю Закон при пламени во мраке (Дварим 5, 20), а не при дневном свете? Ответ на него дан в следующей притче: «Некий царь, бывший великим астрологом, женил своего сына и повесил в брачном покое сына чёрные занавеси, говоря при этом: “Я знаю, что мой сын не останется верен брачному обету долее, чем 40 дней; нельзя допустить, чтобы в ближайшем будущем народ увидел, что астролог, подобный мне, не знает судьбы своего собственного сына”. Астролог — это Всевышний, его сын — Израиль, невеста — Тора, которой Израиль оставался верен не более 40 дней (со дня её дарования до дня создания золотого тельца)» (Пиркей де-раби Элиэзер XLI ).

«Один властитель приговорил некоего человека к смерти на костре; но, когда с помощью астрологии он убедился в том, что у осуждённого должна была родиться дочь, предназначенная быть царскою супругою, он сказал: “Этот человек должен быть пощажён ради своей дочери”. Так и Господь спас Авраама из огненной печи ради Яакова» (Ваикра Рабба XXXVI , 4).

«Когда фараон сделал Йосефа своим заместителем (наместником государства), астрологи спросили его: “Хочешь ли ты возвысить этого раба, купленного за 20 серебряников, чтобы он был властителем над нами?”. Фараон ответил: “Я вижу в нём цвет власти” (Сота 36 б). Цвета играют значительную роль в астрологии.»

У язычников существовал обычай, в силу которого тот, кто покупал себе раба, совещался по этому поводу с астрологом. Этот обычай послужил канвой для следующей агады: «Когда Потифар купил Йосефа, астрологи пророчествовали его жене, что ей суждено иметь потомство от этого раба. Это предсказание и было той искрой, которая зажгла в её душе любовь к Йосефу. Предсказание было верное, но не совсем точное. У неё, действительно, было потомство от Йосефа, — но через её дочь, на которой он впоследствии женился» (Берейшит Рабба 85; 3; 87, 4).

Таких преданий в агадической литературе весьма много (например, Пиркей де-раби Элиэзер VI ; Йерушалми Авода Зара II , 41а; Коэлет Рабба 1, 14; Шабат 119а и др.). Эти предания рисуют не столько верования самих евреев, сколько нравы и обычаи окружающих их народов.

В позднейшее время большинство мудрецов Эрец-Исраэль, а тем более — Вавилонии, вполне считались с реальностью астрологии. В то время, как, например, Рав (Аба Арика) и рабби Йоханан, допускавшие влияние планет на судьбу людей вообще, сделали в этом отношении исключение специально для Израиля, другие мудрецы утверждали, что евреи также подлежат влиянию планет. Рабби Ханина, например, говорил: «От планеты зависит мудрость, от планеты зависит богатство, и есть планета для Израиля (мазаль махким, мазаль маашир вэ-еш мазаль лэ-Исраэль)» (Шабат 156а). Также выдающийся врач и астроном Мар Шмуэль верил в реальность предсказаний астрологии, полагая, что они относятся только к неевреям.

В Талмуде приводится несколько рассказов о несбывшихся прорицаниях халдеев как доказательство того, что над евреями планеты не имеют власти. В одном из этих рассказов говорится о неудачном прорицании друга Шмуэля, философа-язычника Аблата.

Приведём следующий рассказ: «Матери рабби Нахмана бар-Ицхака халдеи говорили, что её сын будет вором. Мать, поэтому, никогда не позволяла ему ходить с непокрытой головой (что предрасполагает к греховности) и постоянно твердила, чтобы он молил Б-га избавить его от искушения. Рабби Нахман не мог понять причину её страха. Однажды он сидел под чужой пальмой, изучая Закон. Случайно спала чалма с его головы, он поднял глаза и увидел сочную кисть фиников. Тут бес его осилил, он влез на дерево и откусил от кисти плодов» (Шабат 156 б).

Несмотря на то, что запрет «Не гадайте и не ворожите» (Ваикра 19, 26) относится и к астрологическим предсказаниям (Сифра к этому стиху), в Вавилонии, исконном гнезде астрологии, многие из законоучителей на практике должны были считаться с её авторитетом. Рав Йосеф бар Хия (4 век) был избран главой ешивы в Пумбедите. Однако он отказался от этого поста, потому что халдеи предвещали ему, что он будет занимать это место только 2 года (Брахот 64а). Аморай Рава (4 век) учил: «Долголетие, хорошие дети и средства к жизни зависят не от заслуг человека, а от его звезды» (Моэд Катан 28а).

Планета (мазаль), под которой родился человек, получила в народном представлении характер какого-то духовного существа, ангела или гения, который под тем же названием (мазаль) повсюду сопровождает человека со дня его рождения до часа его смерти. Случается, что человек испытывает неопределённую тоску, как бы в ожидании какого-то несчастья, и это предчувствие иногда оправдывается. Такое предвидение, говорит Талмуд, надо приписать гению человека, его мазалю — «он сам не видит, но его мазаль видит» (Мегила 3а).

В Вавилонском Талмуде сохранились две таблицы, подобные гороскопам, одна составлена амораем Эрец-Исраэль, героем различных агадот, рабби Йешуа бен Леви, другая — вавилонским амораем рабби Ханиной бар Хама. Первая таблица определяет характер человека в зависимости от того, в какой день недели он родился — с помощью сравнения с тем, что было создано Всевышним в каждый из дней Творения: «Кто родился в первый день недели, будет отличаться односторонностью характера, т.е. человек будет либо очень хороший, либо крайне дурной, потому что в этот день созданы свет и тьма». Рав Аши иллюстрирует это положение примером: он сам и его сверстник, некий Дими бар-Какузата, родились в первый день недели; рав Аши стал главой йешивы, а Дими — предводителем шайки воров. Кто родился во второй день недели, будет человеком раздражительным, неуживчивым; в третий — будет богатым и влюбчивым; в четвёртый — мудрым и просвещённым; кто родился в пятый день недели — будет благотворителем; кто родился в шестой день недели — будет суетливым; наконец, кто родился в субботу, тот и умрёт в субботу и будет святым человеком.

Когда ученики рабби Ханины передали учителю содержание этой астрологической таблицы, он сказал им: «Идите, скажите сыну Леви, что не планета дня влияет, а планета часа, и что для предсказания необходимо знать, какая планета в какой час господствует. Кто родился под Солнцем (хама), тот будет человеком светлым и ясным; в жизни он будет пользоваться только своим, ничего не заимствуя у других; его секреты будут открыты для всех; если будет воровать, то не будет иметь успеха. Кто родился под Венерой (нoга), будет богатым и влюбчивым. Кто родился под Меркурием (кохав), будет мудрым и просвещённым (ибо кохав состоит секретарём у хама). Кто родился под Луной, будет человеком болезненным, вечно будет строить, и разрушать, и снова строить; есть и пить он будет чужое; его тайны останутся скрытыми, а если будет заниматься воровством, то будет иметь успех. Кто родился под Сатурном (шабтай), будет человеком, все планы которого окажутся неустойчивыми. Кто родился под Юпитером (цедек), будет человеком благочестивым. Кто родился под Марсом (маадим), будет человеком, проливающим кровь: либо хирургом, либо разбойником, или шохетом (резником), или, наконец, моэлем (совершающим обряд обрезания)».

Глава ешивы, Рава, пытался опровергнуть это положение: он сам родился под Марсом, и ничего общего с приведёнными профессиями не имеет. Но ему возразили, что, часто штрафуя учеников ешивы, он режет их без ножа (Шабат 156а).

К области астрологии относится и выделение так называемых «избранных дней». Кровопускание, которое в эпоху Талмуда производилось достаточно часто, чуть ли не как гигиеническое средство, Шмуэль предписывает производить только в первый, четвёртый и шестой дни недели. Во второй и пятый дни недели нельзя пускать кровь, потому что эти дни спокон века были у евреев днями судебного присутствия: надо полагать, что в эти дни и на небе производится суд над людьми. В третий же день недели кровь нельзя пускать потому, что все чётные часы этого дня находятся под господством планеты Марса (см. комментарий Раши, там) и человек может истечь кровью. Шмуэль, кроме того, запрещает, правда, без объяснения мотива, кровопускание в четвёртый день недели, если оно приходится на 4-й, 14-й или 24-й день месяца.

Четвёртый день недели (среда) вообще считался весьма опасным днём. В Вавилонском Талмуде приводится такая Барайта: «Человек не должен пить воды (в темноте) ни в ночь на субботу, ни в ночь на среду; если же он пил воду, то сам виновен, если его постигнет опасность» (Псахим 112а).

Были также и месяцы «дурной планеты», особенно месяц Ав, в котором столько бедствий обрушилось на еврейский народ в разные периоды его истории. Рав Папа говорит, если еврею предстоит в этом месяце судебное разбирательство с язычником, то он должен под разными предлогами оттянуть разбор дела, иначе может проиграть (Таанит 29 б).

Рабби Акива так толкует слово меонэн («волхв») в Дварим 18, 10 («Да не найдётся у тебя… ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея»): «Меонэн — это человек, который определяет дни и часы и говорит: в такой-то день хорошо выступить в путь; в такой-то день хорошо купить товар; в шестой год семилетия бывает хороший урожай на пшеницу и плохой урожай на горох» (Сангедрин 65 б).